Должностная инструкция классного руководителя начальных классов фгос

Работа классного руководителя

В образовательном учреждении основным механизмом, реализующим индивидуальный подход к ученикам, является именно деятельность классного руководителя, поэтому он должен ставить перед собой современные задачи.

Определение 2

Содержание работы классного руководителя составляют следующие виды деятельности:

  • способствование социализации ребенка;
  • сохранение индивидуальности учеников;
  • помощь ученикам в раскрытии их способностей.

Из этого следует, что руководитель обязан изучать личности своих учеников, узнавать их личные интересы и склонности. В данной роли педагог призван создавать позитивную атмосферу и благоприятный психологический климат для каждого ребенка в учебном классе. Также ему следует провоцировать и направлять процессы самовоспитания и саморазвития личности.

Одной из важных обязанностей классного руководителя является координация деятельности учителей, ведущих другие предметы, с целью помощи в учебе своим ученикам, а также способствования их нравственного и интеллектуального развития. Учитель, на которого возложено классное руководство, должен помогать ученикам в получении дополнительного образования, советуя им различные кружки, секции, клубы, организованные непосредственно в школе или других образовательных учреждениях. Также необходимо следить за тем, чтобы воспитательный процесс в классе осуществлялся с учетом возрастных особенностей, национальных традиций и требований реальной жизни.

Именно от классного руководителя зависит, каким будет содержание деятельности школьного коллектива

Важной частью работы такого педагога является забота о безопасности и здоровье учеников, контроль над проведением диспансеризации, ведение пропаганды здорового образа жизни

Работа педагога предполагает очень тесный контакт с родителями, поэтому важно построение индивидуальной работы с ними. Совместная деятельность классного руководителя и родителей должна корректировать ошибки семейного воспитания, вовлекать их в совместную деятельность, повышать уровень педагогической культуры родителей

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Общие положения

  1. Инструкция создана на базе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников образовательной организации. При ее составлении учитывались рекомендации Минобразования, Минтруда.
  2. Назначается классный руководитель из числа педагогов, которые работают в образовательном учреждении, приказом директора школы (с согласия самого работника).
  3. Контроль его деятельности осуществляет завуч по воспитательной работе.
  4. В своей профессиональной деятельности классный руководитель руководствуется законодательной базой РФ, Конституцией страны, нормами и правилами охраны труда, техники безопасности, Уставом образовательного учреждения, локальными актами школы, Конвенции о правах ребенка.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности). Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю. 
    Это может быть необходимо для:

    Для осуществления коммуникативных функций:

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят заявления,  записки, справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:
  • Должен готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные)
  • —проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.
  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).

‘);
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’; s.async = true;
s.src = ‘https://ad.admitad.com/shuffle/6d148be449/’+subid_block+’?inject_to=’+injectTo;
var x = document.getElementsByTagName(‘script’);
x.parentNode.insertBefore(s, x);
})();
// ]]>

Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
Данная информация собирается для деятельности социального педагога.
оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам.  Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. .

Права

 Классный руководитель имеет право:

3.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

 3.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

3.3. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

3.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

3.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. Повышать квалификацию;

3.7. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленным Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

3.8. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

3.9. Классный руководитель не имеет права:

3.9.1. Унижать этическое достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

3.9.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником; 3.9.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать);

 3.9.4. использовать семью, родителей или родственников для наказания ребенка;

3.9.5. Обсуждать за глаза своих коллег. Представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Что должен будет делать классный руководитель

Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно

Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.

Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему

Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить. Общий список документов классного руководителя:

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Классный руководитель не вправе

— собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы;
— раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях), так как он будет нарушать закон о персональных данных;
— в одиночку выводить класс за пределы школы, если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей). Требуется в обязательном порядке написать заявление на имя директора о том, куда и когда вы выходите с детьми с приложением списка учащихся.

Самообразование

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Должностные обязанности

Независимо то того, в какой параллели работает педагог (младшей, средней или старшей), он, как классный руководитель образовательного учреждения выполняет определенные должностные обязанности:

  1. Планирует деятельность в классе на учебный год, отдельную четверть. Составленный план утверждает заместитель руководителя школы по воспитательной работе.
  2. Обеспечивает безопасные условия осуществления воспитательного и образовательного процесса, в случае необходимости сообщает о несчастном случае администрации, принимает меры по оказанию первичной медицинской помощи.
  3. Организует изучение учащимися правил дорожного движения, охраны труда, организует инструктажи по ПДД, ТБ с обязательной их записью в журнал инструктажей.
  4. Способствует мотивации к образовательному процессу каждого ребенка, изучает его индивидуальные и возрастные особенности для стимулирования познавательного интереса.
  5. Следит за успеваемостью класса, своевременно выявляет причины низкой успеваемости, предпринимает действия для изменения сложившейся ситуации.
  6. Соблюдает свободы и права учащихся.
  7. Создает благоприятные условия для разностороннего творческого развития личности, нравственного и духовного становления.
  8. Вместе с органами самоуправления учащихся осуществляет пропаганду здорового образа жизни, организует и проводит спортивные, массовые, оздоровительные мероприятия, способствующие укреплению психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
  9. Обеспечивает взаимосвязь между воспитательным воздействием на ребенка школы и семьи, осуществляет работу с родителями, подключает для защиты прав детей компетентные органы.
  10. Создает позитивный микроклимат внутри классного коллектива.

Классный руководитель в онлайн-школе

Адаптироваться к онлайн-обучению и оперативно узнавать об аттестациях и олимпиадах ребятам и их родителям в разных школах помогают наставники, классные руководители и тьюторы.

Классный руководитель мониторит посещаемость занятий и то, как ребёнок справляется с учебной программой. Если школьник не успевает, пропускает занятия, классрук лично сообщает об этом родителям по электронной почте. 

Классный руководитель отвечает на вопросы учеников и родителей в чате параллели, рассказывает о содержании курсов, расписании, контрольных работах.

Часто специалист встречается с детьми по видеосвязи. На встречах обсуждаются организационные и технические вопросы, аттестации, внеурочные мероприятия и другие моменты, связанные с учебным процессом. На видеовстречах с родителями классрук рассказывает про аттестации, олимпиады и внеурочные мероприятия.

Для детей, которые не знают, кем стать в будущем, или не очень заинтересованы в учёбе, в «Домашней школе Фоксфорда» разработана программа тьюторского сопровождения. Тьюторы раскрывают сильные стороны детей и помогают определиться с профильными предметами. 

Наши наставники знакомят учеников с платформой школы и учат учиться в онлайне. Например, ученик может потренировать скорость печати на клавиатуре, чтобы работать в чате на занятиях. Наставники с опытом репетиторства могут даже разобрать с детьми трудные темы и домашние задания.

Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13

Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector